Максим Оводков: Единого для всех определения Smart City пока нет

21 февраля в Санкт-Петербурге состоялся бизнес-форум «Цифровые технологии на пути к «умной стране»». В нем принял участие президент Национальной Ассоциации инвесторов, член Президиума «ОПОРЫ РОССИИ», председатель Комитета по государственно-частному партнерству «ОПОРЫ РОССИИ» Максим Оводков.

Порталу «Госпартнер» он рассказал о результатах этого форума.

«Госпартнер»: Максим Викторович, сегодня о цифровизации экономики говорят представители всех уровней власти – Президент страны, губернаторы. На первый взгляд – эта задача касается прежде всего государства…

Максим Оводков: Это не совсем так, «Умный город» – это, прежде всего, огромный рынок, интересный сегодня бизнесу – как телекоммуникационным компаниям, так и промышленным предприятиям. Для того чтобы «Умный город» динамично развивался, должен быть предпринимательский дух, инициатива. Этот главный фактор, который определяет развитие, рост и экономические показатели любого проекта.

Роли малого и среднего предпринимательства в реализации проектов «Умный город» и их  региональным практикам была посвящена сессия форума «Решения на службе умного города. Практический опыт интеграции».

«Г»: Как продвигается проекты «Умного города» в регионах России?

М. О.: Одна из шуток, которая «ходила» в кулуарах недавно прошедшего Сочинского форума: «Еще несколько лет назад мы все старались быть «инновационными» – пока не поняли, что достаточно быть просто «умными». На форуме 15 регионов на своих стендах не просто обозначили тему умного города как одну из приоритетных, но и показали, что было сделано в рамках этих проектов.

Например, на недавно прошедшем в Тольятти форуме, посвященном реализации проекта «Умный город» нам были продемонстрированы возможности интеллектуальной системы «Безопасный город», созданной Ростелекомом на основе видеонаблюдения. Аппаратно-программный комплекс используется для обеспечения безопасности на дорогах и при проведении массовых мероприятий. 300 камер видеонаблюдения с 20-кратным увеличением «рассматривают» жителей и гостей областного центра. Умные устройства при помощи алгоритмов «Лица», «Опасные предметы», «Опасное направление» умеют не только идентифицировать посетителей мероприятий, но и определить угрозу безопасности людей. Кроме системы видеонаблюдения, безопасность на улицах и площадях Самары во время массовых мероприятий обеспечивают 50 панелей экстренной связи «гражданин – полиция».

Уже апробирована технология использования дронов с тепловизорами для обследования теплосетей. Эта технология позволяет увеличить скорость обследования сетей в четыре раза, а модернизации – в 11 раз.

В Воронеже несколько перекрестков оснастили умными светофорами – и на этом участке скорость движения выросла на 30 процентов.

«Г»: В каких отраслях используется и может использоваться данный проект?

М.О.: Минстроем РФ создан банк решений в рамках проекта «Умный город». В нем содержится более 100 технологий. И мы только в самом начале пути. Мало кто не поддерживает мнение, что в настоящее время городская инфраструктура часто используется неэффективно, решения по ее развитию принимают без каких-либо данных. К примеру, многим строителям приходилось слышать о нехватке мощностей и невозможности подключить новые объекты. Но это не всегда так. Примерно 40 процентов ресурсов используется нерационально из-за отсутствия «пользовательского сценария», – об этом сказал замглавы Минстроя, главный государственный жилищный инспектор Андрей Чибис. Нехватка ресурсов решается строительством новых мощностей. Сегодня признается и то, что без анализа подходят и к проектированию городов. В итоге в одной школе три смены, а в другой недобор. Та же ситуация с торговыми центрами, которые размещают по принципу «где землю дали».

Тем не менее, нельзя не назвать отрасли, в которых уже активно развиваются цифровые технологии «Умных городов». Согласно данным опроса департамента информационных технологий Москвы – это финансовые технологии, операции и платежи. Их назвали 79% опрошенных. Розничную торговлю назвал 71% опрошенных, доставку товаров и логистику – 46%, транспорт – 43%, досуг – 32%, медицину – 31%, образование – 16%,  ЖКХ – 16% , личную безопасность – 13%, уход и поддержку пожилых – 7%.

Согласно полученным данным наиболее развитым назван уровень цифровизации финансовых и торговых сфер.

Этот же опрос показал, в каком направлении двигаться бизнесу. Интервьюируемые высказались о необходимости развития цифровых технологий в таких сферах, как медицина – 62%. 56% высказались о необходимости развития цифровых технологий в сфере личной безопасности, 52% – в сфере ухода за пожилыми, лицами с ограниченными возможностями здоровья, 51% – в сфере ЖКХ. На вопрос, какие технологии из будущего хотелось бы видеть в первую очередь в 2030 году, большинство опрошенных отвечает, что это персонализированная медицина и умный дом. Многие высказались в пользу управления городом и мониторинга окружающей среды с помощью Искусственного Интеллекта.

«Г»: Проект «Умный город» требует огромных вложений…

М.О.: Объем необходимых средств для реализации всех этих программ пока не оценили. Но всем уже понятно, что реализация стратегии «Умного города» невозможна без участия бизнеса. Бизнес не меньше властей заинтересован в том, чтобы города становились умнее и в них появлялись сервисы, которые будут удобны обычному потребителю. Это предоставит возможность самому бизнесу больше заработать.

«Г»: Понятие «умный город» появилось сравнительно недавно, но оно уже на слуху. Что в Вашем понимании этот проект?

М.О.: На вопрос, что такое «умный» город, каждая страна отвечает по-своему. Принятого всеми городами-членами международного клуба, единого для всех определения Smart City пока нет. В Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации видят прежде всего в цифровизации городского управления инструмент для повышения комфорта жителей. Все мы убеждены, что «умным» может быть только город, удобный для его жителей. Цифровая трансформация – неизбежное изменение модели развития современных городов. Потребность в повышении качественного уровня жизни граждан постоянно возрастает, необходимость внедрения цифровых технологий для удобства, мобильности, эффективности сервисов, безопасности людей уже очевидна.

Хочу отметить, что у «умных» городов, которые появляются сегодня в разных странах мира, есть общие черты: управленческие решения во всех сферах, будь то транспорт или строительство новых объектов социальной инфраструктуры, основываются на больших данных, которые собираются из самых разных источников. А потому принимаемые решения отличаются принципиально более высокой эффективностью. Это, кстати, подтверждают и пилотные проекты, реализованные в регионах. Об одном из них на форуме рассказала член Комитета по государственно-частному партнерству «ОПОРЫ РОССИИ» Ольга Смирнова. Она доложила о  реализации проекта «Умный город Санкт-Петербург».

Все мы понимаем, что в рамках отраслевого проекта «Умный город» должны максимально быстро запускаться решения, обеспечивающие, прежде всего, позитивные перемены в сферах транспортной логистики и городского освещения, повышающие качество коммунальных ресурсов, открытость данных для горожан и возможность их участия в управлении.

«Г»: Что для этого требуется?

М.О.: Во-первых, утверждение единых требований к городским цифровым платформам. Во-вторых, необходим перевод в машиночитаемый вид данных, критичных для городского управления. Нужна автоматизация их обработки. В-третьих, необходимо создание интеллектуальной системы управления «умным» городом. В-четвертых, это разработка цифровых сервисов, обеспечивающих вовлеченность жителей в управление.

В решении этих амбициозных задач без предпринимательской инициативы не обойтись. Мы, говоря об «Умном городе», подразумеваем прежде всего эффективную систему управления городской инфраструктурой, предоставление людям новых сервисов и возможностей. А также создание системы, которая распределяет поступающие от жителей вопросы и проблемы по сферам ответственности. Связывает между собой разные городские организации, ставит задачи исполнителям, информирует об этом руководителей, осуществляет мониторинг сроков и обратную связь с заявителем, фиксирует последовательность событий.

Все мы понимаем, что для решения этой задачи в партнерство с муниципалитетами в управление городом должны вовлекаются не только жители, но бизнес-сообщество.

«Г»: Какова в этом процессе роль государственно-частного партнерства?

М.О.: Говоря о проекте «Умный город», все мы понимаем, что объекты коммунальной инфраструктуры большинства малых и средних городов, с учетом их физического износа и технологического устаревания, требуют модернизации и реконструкции. Нуждаются во внедрении современных цифровых технологий управления.

Вопрос осложняется недостаточностью инвестиционного финансирования. И, безусловно, без инвестиций для реализации масштабных инфраструктурных проектов с внедрением современных цифровых технологий не обойтись.

Государственно-частное партнерство, соглашения о ГЧП, концессионные соглашения, инвестиционные соглашения – это эффективные варианты привлечения крупных инвестиций в субъекты РФ и муниципальные образования. Реализация форматов ГЧП по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры на основе технологии «Умный город» не только обеспечит надежную и ресурсосберегающую коммунальную инфраструктуру, но и улучшит экономику городов, увеличит объем налоговых поступлений в бюджеты городов и регионов.

В настоящее время эти механизмы, прежде всего концессии, внедряются при модернизации с применением цифровых решений объектов коммунальной инфраструктуры, социальной сферы и транспортной инфраструктуры. Это позволяет в том числе, снизить нагрузку на бюджеты всех уровней и, с привлечением частных инвестиций, обновить облик российских городов в целом.

«Г»: Почему предпринимательская инициатива, вовлечение бизнеса в государственно-частное партнерство приобретает особое значение для реализации проекта «Умный город»?

М.О.: Потому что ключевое ограничение при реализации капиталоемких программ «умного» города – это бюджетная обеспеченность.

В этом плане велик потенциал ГЧП. Но его раскрытие пока затруднено.

Да, наработан опыт реализации разных форм ГЧП – энергосервисные контракты, концессионные соглашения, различные формы долгосрочных соглашений. Однако доля проектов на основе ГЧП в общем объеме проектов «умного» города пока невелика. Например, в Москве она не превышает 1%.

Необходимо сделать все возможное, чтобы в будущем эта доля выросла.

«Г»: Что мешает бизнесу на этом пути?

М.О.: Законодательство о ГЧП нуждается в модернизации. Так, на наш взгляд, более масштабному вовлечению бизнеса в государственно-частное партнерство не способствует существующее противоречие между федеральным законом о контрактной системе и федеральным законом о концессионных соглашениях. В рамках соглашения о ГЧП, концессионного соглашения, к примеру, возможно передать частному партнеру на праве владения и пользования объект соглашения для создания или реконструкции и последующей его эксплуатации.

Однако, передать по такому соглашению отдельные хозяйственные полномочия  государственного или муниципального бюджетного учреждения частному партнеру, а также финансировать деятельность за счет средств, направленных учреждению на его содержание, не представляется возможным, поскольку все нужды бюджетных учреждений должны быть удовлетворены путем проведения закупок в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

«Г»: Почему бизнес не рвется активно в ГЧП?

М.О.: Ответ лежит на поверхности. Значительная часть потенциальных инвесторов находится на упрощенной системе налогообложения, а в случае заключения концессионных соглашений им необходимо будет применять общую систему налогообложения, соответственно налоговая нагрузка будет увеличена на сумму налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. И налога на имущество.

Кругом говорится о государственно-частном партнерстве, но «суть кроется в деталях». Нами обнаружено, что в разделе II Формы предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации №300 от 31 марта 2015, указана ссылка на часть 1.2 статьи 10 Федерального закона «О концессионных соглашениях», которая уже утратила силу.

«Г»: Что делается для улучшения ситуации?

М.О.: Мы обсуждали озвученные проблемы в ведомстве. Есть понимание в этом вопросе с Федеральной Антимонопольной Службой. На деловом завтраке Министра транспорта Российской Федерации в рамках «Транспортной недели», представители ФАС публично заявили, что ключевая проблема использования механизма концессии кроется в устаревшем регулировании, нехватке ясности и простоты применения как для органов власти, так и для частных инвесторов. Признается то, что сегодня крупные инфраструктурные проекты возможно успешно реализовывать только в ручном режиме. ФАС публично поддержало наше мнение о том, что для того, чтобы обеспечить массовый приток частных инвестиций в инфраструктуру на уровне регионов необходимо модернизировать концессионное законодательство. Мы взаимодействуем с профильными российскими министерствами и ведомствами, институтами развития, а также со всеми заинтересованными структурами. В программе «Цифровая экономика РФ» предусмотрено принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих развитие венчурного инвестирования и государственно-частного партнерства.

На профильной пленарной сессии питерского форума его участники смогли «сверить часы», обобщить наши практики и опыты и сформировать наши предложения для принятия нормативно-правовых актов, обеспечивающих более эффективное развитие ГЧП и вовлечение бизнеса в реализацию проекта «Умный город» посредством применения форматов государственно-частного партнерства.

«Г»: Максим Викторович, благодарим Вас за очень интересный и полезный разговор.

Беседовала Татьяна Макарова

СМИ о нас