Президент Национальной Ассоциации инвесторов Максим Оводков принял участие в Съезде Лидеров российского бизнес-объединения «ОПОРЫ РОССИИ», состоявшемся с 16 по 18 сентября в Ульяновске.
Мероприятие прошло с участием Министра экономического развития РФ Максима Решетникова, полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Игоря Комарова, губернатора Ульяновской области Сергея Морозова.
В рамках Съезда состоялась сессия «Государственно-частное партнерство как механизм привлечения инвестиций. Новые тренды и вызовы ГЧП/МЧП. Специфика реализации проектов в отдельных отраслях экономики», модератором которой выступил Максим Оводков. Актуальность темы привлекла на площадку представителей ульяновской власти, банкиров, бизнес сообщества – участие в сессии приняли Юлия Любимова, руководитель Фонда «Центр развития государственно-частного партнерства Ульяновской области»; Денис Ильин, Директор «Агентства по туризму Ульяновской области»; Сергей Шепелев, заместитель генерального директора ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области»; Светлана Егорова, заместитель управляющего Ульяновским отделением Сбербанка РФ, представители ЦБ РФ по Ульяновской области, предприниматели из российских регионов.
Открывая заседание Максим Оводков отметил, что год является юбилейным. В июле этого года исполнилось ровно 15 лет с момента принятия 115 Федерального Закона «О концессионных соглашениях», который положил начало развитию рынка, прозвучало в его выступлении .
В ходе дискуссии участники отметили, что карантинные ограничения не могли не сказаться на рынке: в числе прочих «под ударом» оказались концессионные и ГЧП‑проекты: количество запускаемых инициатив сокращается, а запущенные пересматривают или «тормозятся». На состояние рынка концессий и ГЧП негативно влияет рост стоимости заемных денег, снижение объема и числа доступных кредитных продуктов, ослабление национальной валюты, снижение покупательской способности населения, а также сокращение бюджетных расходов, прозвучало в ходе совещания. «Не смотря на общее «торможение» продолжают объявлять конкурсы и на строительство школ, объектов освещения и ЖКХ. Нельзя не отметить, что их общее число меньше, чем в докризисный период. По нашей оценке, за март — май 2020 года было объявлено всего 152 конкурса. Это, а треть меньше, чем в предыдущие три месяца, и на 55,8% меньше аналогичного периода прошлого года. Тем не менее дефолтом рынка это назвать нельзя, скорее естественным следствием событий, связанных с пандемией», – сказал Максим Оводков.
– ГЧП-проекты, концессии — одни из наиболее жизнеспособных в кризис. Подобные соглашения позволяют равномерно распределять проектные риски между государством и инвестором и гибко реагировать на меняющиеся условия. Для частного партнера или концессионера они выгодны прежде всего тем, что проект может окупаться даже в кризис — при наличии в нем платы концедента. По нашей оценке, она предусмотрена более чем у трети концессий рынка. По оценке экспертов, в ближайшие три года большие шансы запуститься у порядка 180 проектов в различных форматах ГЧП суммарно на 1,9 трлн руб. При этом до конца 2020 года могут быть подписаны около 20 соглашений более чем на 150 млрд руб., а кроме них высокий потенциал запуска еще у 30 инициатив. Суммарно за счет последних в экономику может попасть 1 трлн рублей, – отметил Максим Оводков.
Представители власти и эксперты обсудили ожидаемые изменения в 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Ожидается, что «куратором» концессионного рынка должно стать Минэкономразвития. Законодательно закрепятся полномочия Минэкономразвития по ведению реестра заключенных концессионных соглашений. Самое главное нововведение закона о концессиях, позитивно воспринимаемое бизнес-сообществом, – закрепление форм финансового участия государства в проекте. Конкретизируются такие формы: капитальный грант, плата концедента и минимальный гарантированный доход. Законопроект также устанавливает максимальный размер капитального гранта: он не может превышать 75% от уровня всех капитальных затрат. В закон должно войти и положение о возможности компенсировать затраты инициатора частной концессионной инициативы на подготовку предложения за счет победителя конкурса. «Дискуссионной остается поправка в сфере мониторинга рынка — установление права концедента разглашать конфиденциальные сведения и коммерческую тайну для его проведения. Надеемся, что в ходе обсуждения законопроекта поправка будет убрана, так как закрытость проектной информации — принципиальный вопрос для многих участников рынка, – отметил Максим Оводков.