Строительный рынок в целом и инфраструктурное строительство в частности пережили непростой 2020 год с, казалось бы, неплохими показателями: росли бюджетные вложения в отрасль, а также общая выручка и прибыль наиболее крупных компаний. Но из‑за особенности строительной сферы пандемия и кризис настигли ее с небольшим опозданием – в 2021 году, – напомнив о старых нерешенных проблемах и создав новые.
В топ-170 крупнейших строительных компаний и групп осталось лишь шесть сверхкрупных организаций (с выручкой более 100 млрд руб.) — это на две меньше, чем год назад. Этого мало для того, чтобы можно было без проблем запускать крупные проекты в стране, а также конкурировать в сфере строительства на глобальном рынке. Для сравнения, в Китае и США количество таких компаний доходит до 160 и 12 соответственно (причем они сохраняют этот статус десятилетиями). Одна из ключевых проблем в отечественном строительстве для сверхкрупных и крупных строителей — отсутствие постоянного потока капиталоемких проектов, чтобы держать мощности загруженными и обеспечивать стабильный уровень выручки.
Какие российские компании смогли в 2020 году улучшить результаты и попасть в топ-170, а какие его покинули? Какие сложности сильнее всего мешают рынку развиваться? И насколько он будет готов к новым амбициозным планам по созданию инфраструктуры в ближайшее десятилетие? Эти и другие вопросы подымаются в аналитическом обзоре Совместное исследование InfraOne Research с Национальной Ассоциацией инфраструктурных компаний.