Пандемия и сложившаяся экономическая ситуация существенно повлияли на динамику развития инвестиционного цикла, стагнировав многие проекты. И, хотя рынок более оптимистично настроен на следующий год, следует отметить, что финансирование и система ценообразования могут стать существенными тормозящими факторами для нового инвестиционного витка, отметил президент Национальной Ассоциации Инвесторов (НАИ.РФ) Максим Оводков. «Если оценивать рынок ГЧП-проектов, то лидерами по применению этого формата по-прежнему остаются Самарская, Магаданская, Омская и Московская области, Санкт-Петербург, Якутия и Приморский край – из 85-ти субъектов РФ лишь 31 регион применял формат государственно-частного партнерства для реализации крупных проектов в инфраструктуре», — сказал он.
— Более оптимистичный пейзаж сложился с концессиями — практически все регионы используют механизм концессионных соглашений для создания или реконструкции инфраструктурных объектов. При этом, согласно различным данным, в том числе Минэкономразвития РФ, только у 10 регионов за последний год заключено более 100 концессионных соглашений, с учетом муниципальных концессий. При этом, 42% от общего объема заключенных соглашений приходятся на федеральный уровень, из них на транспортную инфраструктуру приходится 96%. Это свидетельствует о нераскрытом потенциале механизма концессионных оглашений для строительства инфраструктуры, отметил эксперт.
В отношении первых подписанных по новым правилам инвестиционных соглашений ситуация складывается следующим образом: на конец декабря прошлого года — начало 2021 года их объем составил 135 млрд рублей. На начало ноября этого года с участием строительных компаний в составе СПК запущено 19 проектов с общим объемом инвестиций 691 млрд рублей. При этом в 2019‑2021 годах было заключено шесть новых соглашений с вложениями 92,5 млрд руб, прозвучало в его комментариях.
— С одной стороны, экспертное сообщество видит перспективы в «школьных» проектах, предполагается, что в будущем году за их счет рынок государственно-частного партнерства может вырасти в 2,5-3 раза. В следующем году концессионером, с которым власти регионов и муниципалитетов смогут заключать соглашения без конкурсных процедур, стала компания «ПроШкола», подконтрольная ВЭБ.РФ. Она может передавать обязанности частной стороны своим дочерним структурам. С другой стороны, многие эксперты считают такую схему менее эффективной для инвестиционного рынка, чем обычная с участием частных инвесторов. По мнению многих экспертов, с чем нельзя не согласиться, повысить долю частных инвестиций могло бы привлечение в проекты и иных генераторов рынка — крупных банков, к примеру, — сказал Максим Оводков.
Финансовый вопрос остается по-прежнему «краеугольным» для всего инвестиционного рынка, считают в НАИ.РФ. Банковское кредитование является наиболее реальным источником заемного финансирования, но только в отношении малых и средних инвестпроектов, в которых не участвует государство, считают эксперты Ассоциации. «В отношении концессий и государственно-частного партнерства это «не летает» — банкиры фактически не кредитуют концессионеров из-за того, что предполагаемый объект залога остается в собственности концендента. После так называемого «башкирского дела» банки до сих пор отказываются финансировать концессии, в которых расходы инвесторов покрываются из бюджета. Конечно, инвестиционное законодательство, в том числе законы о концессиях, закон о государственно-частном партнерстве допускают принятие на себя публичной стороной, властью. Но это тоже не тиражируемая история», — оценил Максим Оводков.
По его словам, нередко в качестве аргументов в пользу доступности финансирования для малых и средних инвестпроектов, концессий и ГЧП говорится о том, что банки, к примеру, в качестве залога закрепляют за собой право на получение выручки и право на получение выплат от концедента. «В существующих реалиях, банки практически никогда не выступают партнером малого и среднего бизнеса на инвестиционном рынке и всегда предоставляют требования к инвестору о наличии собственных средств на реализацию проектов. Публично говорится о не менее 20 % от общего объема заемного финансирования – на практике цифры оказываются зачастую совершенно иными. И уж совершенно нереальным является посыл о том, если у инвестора отсутствует необходимый собственный капитал, то возможно вести переговоры с кредитной организацией о вхождении ее в акционерный капитал частного инвестора. Таким образом, малый и средний рынок инвеспроектов вынужден в большей своей массе зачастую уходить в собственное финансирование», — утверждает эксперт.
По оценке руководителя Самарского представительства НАИ.РФ Ларисы Ермоленко, тормозит развитие рынка существующая система ценообразования и галопирующий рост цен на строительные материалы. Летом 2021 года руководители около двух десятков крупнейших компаний, работающих в сфере дорожного строительства, озвучивая проблемы, которые мешают отрасли развиваться, заявили, что составленные сметы далеки от реальных цен на строительные материалы, отметила она. «Соответственно, тормозит более массовое вхождение строительных компаний в рынок инфраструктурных проектов их нынешнее состояние постоянного балансирования между прибылями и убытками – собственное инвестирование в этих условиях видится крайне проблематичным. Нельзя не отметить, что представителям строительной отрасли зачастую бывает выгодно и комфортно участвовать в концессионных соглашениях в качестве исполнителя-подрядчика, не входящего в состав специальной проектной компании», — сказала Лариса Ермоленко.
На фото: Максим Оводков (справа), Лариса Ермоленко (слева)