Свыше трети социальных предпринимателей пребывают в поисках инвестиций для своего бизнеса в затянувшийся ковидно-санкционный кризис, говорится в исследовании фонда региональных социальных программ «Наше будущее». При этом в качестве антикризисной меры 60% социальных предпринимателей активно меняют стратегии своего продвижения.
Рост ставки существенно повлиял на экономический ландшафт всего российского рынка, существенным фактором влияния стал уровень доступности финансовых ресурсов. При том, что социальный бизнес всегда был в большей степени низко маржинальным, и испытывал сложности с инвестициями и до этого, нынешняя непростая экономическая ситуация более выпекло обозначила тему инвестиций для этого сегмента рынка, отмечают эксперты Национальной Ассоциации Инвесторов.
Как и ранее рабочими форматами для социальных предпринимателей остаются субсидии и гранты, краудфандинг, акселераторы, кредиты и возвратное финансирование. В некоторой степени гранты и субсидии, которые выделяются социальному предпринимателю в качестве меры государственной поддержки, можно рассматривать в качестве государственных инвестиций в социальный бизнес.
Как отмечают в НАИ.РФ, с краудфандингом не все однозначно, как бы привлекательно этот формат не выглядел. Это требует вложения усилий, средств в продвижение и упаковку, и все это может не сработать. Акселераторы дают нетворкинг и связи, не стоит рассчитывать на более или менее серьезные инвестиции.
«Следует признать, что займы остаются приоритетным способом инвестирования проектов социальных предпринимателей. Для социальных предпринимателей каких-то особых кредитных программ, специальных условий в кредитовании, не предусмотрено — это бизнес, и несмотря на его социальную составляющую, он должен приносить прибыль. Так как российское социальное предпринимательство представлено в основном микро и малыми предприятиями, и индивидуальными предпринимателями, то и претендовать социальные бизнесмены могут на те же льготные условия кредитования, что и весь малый бизнес», — прокомментировал президент Национальной Ассоциации Инвесторов Максим Оводков.
— Несмотря на то, что крупные инвесторы не рассматривают социальное предпринимательство в качестве сферы для инвестиций в силу низкой маржинальности проектов, нельзя не отметить, что российские предприятия крупного бизнеса реализуют проекты содействия развитию социального предпринимательства. Большой удачей для социального предпринимателя может стать попадание в корпоративную программу или получение возвратного финансирования от крупной компании-инвестора. При этом, на существенные инвестиции могут рассчитывать предприниматели после длительного сотрудничества с крупным бизнесом, которое было начато с чего-то небольшого, — добавил он.