В России набирает популярность такой инструмент привлечения средств для бизнеса, как краудфандинг. По данным Центробанка, в этом году рынок краудфандинга в нашей стране превысил 24 миллиарда рублей, приводит данные «Российская газета». Эксперты считают, что он будет активно расти и дальше, ведь для малого бизнеса — это возможность быстро занять деньги, а для имеющих накопления людей — заработать на инвестициях.
В 2021 году через краудфандинговые платформы было привлечено 13,8 миллиардов рублей, почти вдвое больше, чем в 2020-м (семь миллиардов). В первом квартале 2022-го, несмотря на новые вызовы, рынок показал неплохой результат — три миллиарда рублей.
ЦБ РФ отмечает, что рост спроса на заемные средства в прошлом году обеспечили в основном представители малого и среднего бизнеса, наиболее пострадавшие от пандемии COVID-19.
Интерес малого и среднего бизнеса к краудфандингу можно объяснить тем, что небольшим организациям порой сложно рассчитывать на традиционный банковский кредит. «Велики шансы получить отказ по кредиту в банке по инновационным проектам, которые не являются типовыми, — пояснил Максим Оводков «Российской газете». — Следует также признать, что банки практически никогда не выступают партнером малого и среднего бизнеса на инвестиционном рынке и всегда предоставляют требования к бизнесу о наличии собственных средств на реализацию проектов. Публично говорится о не менее 20 процентах собственных средств заемщика от общего объема заемного финансирования — на практике цифры оказываются зачастую гораздо выше».
В этом смысле достаточно высокая скорость привлечения средств при минимальных усилиях на юридическое оформление проекта и требованиях к нему делает краудфандинг все более популярным, отмечает эксперт.
Рынку краудфандинга президент НАИ.РФ Максим Оводков спрогнозировал большое будущее. 14 миллиардов рублей, привлеченных в прошлом году, — не предел, уверен он. «В условиях снижения рынка капитала и возможностей инвестирования следует ждать многократного увеличения объемов рынка краудфандинга и по результатам 2022-го года, — прокомментировал он. — Например, вполне приемлемым выглядит привлечение средств через этот формат на создание инфраструктурных проектов растущей туристической отрасли».