По оценке исследовательского подразделения инвестиционной группы InfraOne, доля отрасли в ВВП в «до короновирусном» периоде не превышала 4,9% ВВП — против 10,3% в глобальном ВВП. При этом, доля работавших в туризме составляла 5,6% от общего количества занятых — против 10% в мире. Тем не менее, эксперты не исключают позитивный сценарий развития туризма, который при серьезной государственной поддержке позволит туриндустрии стать одной из крупных и доходных сфер в экономике. Именно меры государственной поддержки туризма и строительства туристских объектов обсудили на прошедшем 7 декабря расширенном заседании президиума профильной Правительственной комиссии.
«В новых реалиях туризм – одно из условий опережающего развития внутреннего рынка и устойчивости экономики в целом. В отрасли сейчас открываются дополнительные возможности: и для бизнеса, и для регионов», — прозвучало в выступлении российского министра экономического развития Максима Решетникова. Все средства, запланированные для развития туризма, а это более 90 млрд рублей, на ближайшие 3 года, предусмотренные законом о бюджете, будут доведены до отрасли и регионов, отметил он.
Дмитрий Чернышенко поручил Минэкономразвития совместно с Агентством стратегических инициатив проанализировать эффективность мер господдержки на строительство туристических объектов и представить предложения по дальнейшей их реализации.
Станет ли туризм «новой нефтью» или так и останется на периферии экономики зависит от многих факторов, среди которых объемы и условия господдержки и заинтересованность бизнеса в создании новых туристических проектов имеют большое значение для дальнейших перспектив отрасли, – прокомментировал президент Национальной Ассоциации Инвесторов (НАИ.РФ) Максим Оводков, владелец Группы Компаний «Новый город».
Субсидии регионам на строительство и реконструкцию обеспечивающей инфраструктуры туристических кластеров, автодорог, набережных, инженерных сетей и других объектов, по его словам, стимулируют инвесторов.
Тормозящими же развитие отрасли факторами остаются, по мнению экспертов, недостаточная доступность финансовых продуктов, а также непопулярность ГЧП, концессий и СЗПК среди инвесторов. «Невозможность возникновения у инвестора права собственности на туристический объект, строгие инвестиционные обязательства и контроль за выполнением, санкциями за невыполнение условий соглашений – все это не способствуют выбору инвесторами форматов концессий и ГЧП. Вопрос о форме государственной собственности в транспортных, социальных, коммунальных и иных инфраструктурах не является определяющим для инвестора. Что касается туристических объектов, то у них большая коммерческая направленность, а потому инвесторы предпочитают запускать туристские проекты самостоятельно. В этом плане есть над чем работать и законодателям, и экспертному сообществу», — отметил Максим Оводков.